Медицинское отделение школы-интерната № 1 расположено на первом этаже жилого дома по адресу ул. Бабушкина, д. 2
Организация охраны здоровья учеников

Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Медицинское отделение создано как структурное подразделение школы-интерната № 1 для оказания помощи семье в реабилитации детей с нарушениями осанки и неосложненными формами сколиоза; формирования у детей медико-физкультурной коррекции образа жизни; проведения соответствующей медицинской профориентации в целях правильного выбора профессии ребенком, имеющим особые образовательные потребности в связи с особенностями здоровья. Особенности здоровья необходимо учитывать, чтобы избежать в будущем ранней инвалидизации, связанной с неправильным выбором профессии.
В школу-интернат № 1 для реабилитации принимаются дети с незаконченным ростом с неосложненными формами сколиоза, при наличии факторов прогрессирования, в том числе после хирургического лечения на период послеоперационной реабилитации, и при наличии противопоказаний для хирургической коррекции.
Комплектованием ученического состава школы-интерната занимается МППК школы-интерната № 1.
Миссия сотрудников медицинского отделения - содействие всем субъектам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый (медико-физкультурный) образ жизни. Все это в дальнейшем позволит ребенку, имеющему нарушения опорно-двигательного аппарата, правильно выбрать профессию (с учетом профпригодности) и успешно социализироваться в обществе.
Медицинское оснащение
За годы работы в медицинском центре школы-интерната в полном объеме создана материальная база для реализации программы «Здоровье»:
- все учебные аудитории оснащены специальной мебелью, позволяющей каждому воспитаннику заниматься в режиме разгрузки позвоночника, в соответствии с рекомендациями ортопеда
- имеется стадион, залы лечебной физкультуры - 3, спортивный, механотерапии, и тренажерный;
- кабинеты:
- мануальной терапии,
- массажные - 5, для традиционного и аппаратного массажа;
- компьютерно-оптической топографии,
- процедурный, прививочный,
- изолятор на 6 мест;
- физиоотделение, включающее в себя кабинеты электролечения, светолечения, теплолечения, лазеротерапию;
- кабинеты узких специалистов: врача ЛФК, ортопеда, педиатра, дежурной медицинской сестры.
Медицинские кабинеты оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением. Специалистами школы-интерната разработана и внедрена комплексная система автоматизированных рабочих мест узких специалистов с единой информационной базой.
С 2007 года введен в эксплуатацию новый корпус для медицинского центра. Все кабинеты имеют современное оснащение, в полной мере соответствуют требованиям санитарных нормативов. Деятельность отделения лицензирована.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
-
Основные задачи медицинского отделения - с помощью форм, средств и методов реабилитации:
- Достичь стабилизации патологического процесса у поступивших в учреждение детей, по мере возможности добиться коррекции сколиоза, и формировать компенсированный сколиоз.
- Мотивировать потребность в лечении и у детей, и у их родителей (в том числе и через систему так называемого "Университета для родителей" (медицинские работники проводят беседы, лекции, открытые мероприятия - дают необходимые знания семьям, в которых ребенок будет проживать после выписки из школы-интерната и продолжать лечение).
- Воспитать у ребенка рефлекс (стереотип) "правильной осанки".
- Предоставить возможность обучающемуся получить достаточные знания о здоровом образе жизни.
- Укрепить здоровье обучающихся.
В процессе работы происходит интеграция лечебной, воспитательной и образовательной деятельности. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обчающимся с учетом состояния здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, совместно с педагогами проводят работу по вопросам профориентации обучающихся и их трудоустройству. Медицинские работники формируют у детей понятие о медико-физкультурной коррекции образа жизни. Весь режим деятельности учреждения построен по принципу здорового образа жизни. Благодаря проводимому комплексу реабилитационных, оздоровительных, спортивных мероприятий дети получают знания о том, как необходимо заботиться о здоровье и как его поддерживать.
Медицинские работники отвечают за общее укрепление здоровья обучающихся, сохранность их психического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания, рационального, сбалансированного питания.
Медицинские работники предоставляют родителям всю необходимую информацию о состоянии здоровья их детей и дают рекомендации о необходимости соблюдения ортопедического режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
Таким образом, на II, III и IV уровнях общего образования решаются задачи комплексной коррекции, направленные на формирование всей двигательной сферы обучающихся, с развитием мелкой моторики ребенка и осуществляются реабилитационно-оздоровительные мероприятия.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
Информация о сколиозе
Сколиоз - распространенное заболевание позвоночника у детей и подростков, требующее организации систематического лечения и наблюдения ортопедом весь период роста и развития ребенка.
Позвоночник человека имеет сложное и изящное строение. Иногда его называют позвоночным столбом, но это не сплошная масса костей (тогда мы не смогли бы согнуться и разогнуться). Он состоит из отдельных позвонков, немного отличающихся друг от друга в раздичных разделах: шейный (2 позвонка), грудной (12 позвонков, к которым прикреплены ребра), поясничный (5 самых больших позвонков), крестцовый (5 маленьких), копчик (3 маленьких позвонка, у взрослых - сросшиеся).
Наш позвоночник состоит не только из позвонков. Каждый позвонок соединен со следующим суставами и связками, которые позволяют нам легко сгибаться. Кроме того, они соединены диском - тонкой эластичной пластиной, состоящей из хрящевой ткани.
У здорового человека спина не совсем прямая. Если посмотреть на него сбоку, видны физиологические изгибы в области грудной клетки и в пояснице. Эти изгибы формируются в процессе роста и развития ребенка (у новорожденного позвоночник тотально плоский). Когда ребенок начинает сидеть, формируется физиологический кифоз в грудной области, а при ползании - физиологический поясничный лордоз. В 2-4 года происходит дальнейшее усиление поясничного лордоза. К 5-6 годам четко формируется конституционный тип ребенка и его осанка.
Основные типы нарушения осанки:
- сутулость - усиление грудного кифоза на фоне нормального поясничного лордоза;
- круглая спина - тотальный пологий кифоз, поясничный лордоз отсутствует;
- кругло-вогнутая спина - усиленный кифоз и лордоз;
- плоская спина - сглажены или отсутстуют кифоз и лордоз;
- плоско-вогнутая спина - сглажен или отсутствует грудной кифоз на фоне сохраненного или усиленного поясничного лордоза.
- нормальная осанка;
К развитию патологий осанки может привести множество факторов, связанных с наследственностью, анатомно-функциональными признаками строения позвоночника, слабостью связочно-мышечной системы, недостатками физического воспитания. Вредное воздействие на осанку оказывает длительное пребывание ребенка в неудобной позе, например, сон в кровати с провисающей сеткой, пребывание за партой, не соответствующей росту, и т.д. Различные гормональные нарушения и системные заболевания часто формируют патологическую осанку. Боковое отклонение формирует ассиметричный - сколиотический тип нарушения осанки.
В основе нарушений осанки могут лежат деструктивные процессы (туберкулез, остеомиелит, онкологические заболевания и т.д.). Во множестве случаев причиной нарушения осанки у детей служит та или иная степень дегенерации межпозвонковых дисков, причем отсутствие своевременного адекватного лечения приводит к стойкому закреплению патологической позы ребенка, в то время как простейшие и доступные методы лечения (массаж в сочетании с лечебной физкультурой, физиопроцедуры) дают удивительный терапевтический и косметический эффект.
Сколиоз - генетически обусловленное заболевание, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией (скручиванием) тела позвонка в процессе роста, с нарушением функций органов грудной клетки и косметическими дефектами.
В основе заболевания лежит патология соединительной ткани, в результате которой она теряет эластичность и прочность. Ослабление соединительной ткани происходит в той или иной степени во всех системах организма, поэтому у больных сколиозом нередки такие проявления как дисплазия тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, миопия, косоглазие, аномалии мочевыводящих путей, гастроптоз, изменения в нервной системе, пролапс митрального клапана.
Таким образом можно утверждать, что сколиотическая болезнь - это общее заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма. Данное заболевание в III и IV степени приводит к инвалидизации человека.
Учитывая, что сколиозы по своему течению бывают медленно и быстро прогрессирующие, важно вовремя определить прогноз развития болезни, на основании которого можно разработать наиболее рациональную систему лечения.
Сколиоз может развиться у детей в разном возрасте, в подавляющем большинстве случаев прогрессирует до тех пор, пока продолжается рост ребенка. При выявлении у ребенка дефекта осанки необходимо обратится к специалисту-ортопеду для уточнения диагноза и выбора лечения. Все дети, страдающие сколиотической болезнью, должны находиться на диспансерном учете и своевременно получать все возможные виды терапии.
Лечение нарушения осанки - комплексное. Оно предусматривает ортопедический режим, использование лечебной гимнастики, разновидностей массажа мышц спины, живота, ног, иглорефлексотерапию, лечебное плавание и др. Любой компонент лечения назначается по показаниям врача-ортопеда.
Обращаем особое внимание, что неквалифицированные мануальные терапевты не осведомлены о течении сколиотической болезни. Своими манипуляциями при устранении болевого синдрома они расшатывают позвоночник, что приводит к прогрессированию болезни.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 32 | 1-4 м/с | 1-4 |
-34 | без ветра | 5-11 |
Методика консервативного лечения
В основе методик, используемых для реабилитации обучающихся в школе-интернате воспитанников, лежат следующие принципы:
1. Мы рассматриваем позвоночник как мобильную динамическую структуру с естественными, характерными для него нагрузками. С этой позиции нельзя полностью исключить или значительно ограничить его естественную функцию - вертикальное положение и характерные для этого положения нагрузки, объём движений в различных плоскостях. Необходимо укреплять ослабленные естественные функции позвоночника и грудной клетки либо даже целенаправленно развивать отдельные динамические функции позвоночника.
2. По современным представлениям разгрузка позвоночника, при необходимости, в том числе и во время сна, должна осуществляться не на жёстких щитах, а на моделированных соответственно физиологическим изгибам позвоночника, создающих умеренное активное растяжение матрацах-детензорах. Комплексы лечебной физкультуры и корригирующей гимнастики, применительно к различным степеням сколиоза, необходимо рассматривать дискретно.
3. Очевидно, что нарушение осанки - это функциональное состояние позвоночника, то есть основа коррекции - гимнастика и выработка стереотипа правильной осанки.
Согласно нашим клинико-экспериментальным данным сколиоз I-II степени полностью корригируется в фазу функционального растяжения связочного аппарата позвоночника и мягких тканей грудной клетки. Поэтому при сколиозе I-II степени показан полный комплекс консервативного лечения: ФОЗ (физкультурно-оздоровительные занятия), корригирующая гимнастика, плавание, физиолечение. Наиболее эффективно комплексы этих мероприятий можно осуществить в условиях школы-интерната. В Красноярской школе-интернате № 1 комплекс реабилитационно-оздоровительных мероприятий получают дети с неосложненными формами сколиоза.
На период длительных летних каникул детям даётся установка на самостоятельные занятия в домашних условиях.
Образовательная деятельность в нашем интернате осуществляется в режиме разгрузки позвоночника, так как основная цель комплексных реабилитационных мероприятий при сколиотической болезни - не допустить прогрессирования процесса и по мере возможности добиться коррекции деформации. Возможность точного и раннего прогнозирования динамики течения сколиоза позволяет дифференцированно подходить к назначению индивидуального комплекса реабилитационных средств.
Вид сколиоза определяет положение ребенка в классе. Дети с правосторонними грудными сколиозами занимают кушетки слева, по отношению к классной доске, а с левосторонним - справа. Дети с поясничными и комбинированными видами сколиоза - в центре класса. На письменных уроках в положении лежа на животе, при выполнении устных заданий лежа на спине, с использованием индивидуальной клиновидной подставки.
Смена положения тела ребенка в течение учебного дня соблюдается строго и обязательно. В нашей школе-интернате сохранены уроки художественного труда. Во время занятий в художественных мастерских дети работают в положении стоя за конторками. Конторки разноуровневые, но для соответствия их индивидуальным ростовым показателям детей используются специальные подставки.
Школьное расписание составляется с чередованием уроков, на которых дети работают в разном положении тела, в том числе с чередованием и уроков ЛФК. Кроме того, для включенияв работу мышц, которые длительное время находились в покое, снятия их утомления на уроках проводятся физкультминутки, разработанные совместно врачами-ортопедами - ЛФК.
Для каждого класса составляется индивидуальный график проведения реабилитационно-оздоровительных процедур в течение всего дня.
Через организованные в школе-интернате ортопедический режим, достаточный объем физических нагрузок, увеличение двигательной активности детей создаются условия для:
- нормального роста тел позвонков как на выпуклой, так и на вогнутой стороне дуги искривления;
- формирования хорошего мышечного корсета у детей;
- выработки рефлекса правильной осанки.
Медицинский работник
РЕЖИМ РАБОТЫ МППк
ДЛЯ ЗАПИСИ НА ПРИЕМ ЗВОНИТЬ В СРЕДУ И ЧЕТВЕРГ с 9:00 до 14:00
На приеме необходимо иметь при себе карточку из поликлиники (Ф № 112), R-грамму (если делали раньше), сменную обувь, пеленку.
Прием ведется на базе школы-интерната № 1. Адрес школы: ул. Пастеровская, зд. 25.
Адрес медицинского отделения (мппк): ул. Бабушкина, д. 2. Проезд городским транспортом до остановки "Юннаты" (в районе Студенческого городка). Проезд: автобусы - № 2, 3, 38, 63, 83; троллейбус № 5.